Юридическая помощь врачам и медицинским организациям в Самаре и по всей России
Десять лет я работала штатным юристом в многопрофильных больницах государственной и частной системы здравоохранения. Получив статус адвоката, я продолжаю предоставлять правовую защиту врачам и медицинским организациям. Годы работы «внутри медицины» дали мне понимание логики руководителей клиник и врачей, а также знание основных слабых мест в деятельности медицинских организаций.
Тест
Так ли идеальны документы, которые вы используете в работе с пациентами?
Ответьте на пять вопросов и узнайте, помогут ли документы вашей клиники защитить ее при проверке или в суде
Начать тест
Разминочный вопрос) Как вы считаете, применяется ли мораторий на проверки к проверкам Росздравнадзора в отношении качества медицинской помощи?
Не совсем так. Мораторий не распространяется на внеплановые проверки. Росздравнадзор может провести проверку клиники по жалобе, связанной с качеством оказания медицинской помощи. Напомню, что Росздравнадзор наделен полномочиями возбуждать дела по составам КоАП РФ, связанным с нарушением лицензионных требований медицинскими организациями. В зависимости от существа нарушения, ответственность варьируется от штрафа в размере до 200 тысяч рублей до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Вот почему важно постараться урегулировать спор с пациентом на этапе, если он обратился с жалобой в саму клинику, а не в надзорный орган.
0%
Все верно. Более того, стала появляться судебная практика, подтверждающая, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено и без проведения проверки на основании одной жалобы. Например, решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2023 по делу №А40-133915/2023.
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
В вашем договоре на оказание медицинских услуг с пациентами есть условие о том, что споры рассматривает суд по месту нахождения клиники?
Это хорошо. Пациент является потребителем (нет, законопроект о том, что медицинская помощь больше не является услугой, так и не приняли). Так вот, на пациента распространяется действие Закона о защите прав потребителей, а это значит, что подсудность определяется по его выбору. И вы правильно делаете, что не нарушаете это требование.
0%
Это условие лучше исключить из договора, потому что оно прямо противоречит Закону о защите прав потребителей. В статье 16 этого закона указано, что условия договора, которые ограничивают потребителя в выборе подсудности, являются недопустимыми.
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
В вашем договоре с пациентами есть условие об обязательном претензионном порядке урегулирования споров в отношении качества медицинской помощи?
Исключите его, оно тоже незаконное. Несколько лет назад в судебной практике выработался подход, согласно которому нельзя ограничивать потребителя в праве сразу обратиться в суд. А с сентября 2022 года этот запрет был включен и в статью 16 Закона о защите прав потребителей. Теперь условия договора, предусматривающие соблюдение пациентом претензионного порядка, являются недопустимыми. А вот если претензии к пациенту есть у клиники (например, связанные с оплатой), то для нее направление претензии в адрес пациента является обязательным.
0%
Все верно, такое условие договора является недопустимым в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Клиника не в праве обязать пациента обращаться с претензией.
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
Может ли суд взыскать в пользу пациента компенсацию морального вреда только потому, что информированное согласие оформлено некорректно?
А вот может! Компенсация морального вреда может быть взыскана в связи с неполнотой текста информированного согласия. Это значит, что ситуации, когда содержание согласия не позволяет сделать вывод о том, что пациент понял суть вмешательства и возможных последствий, расцениваются судами как дефект оказания медицинской помощи. А значит, пациент имеет право на компенсацию морального вреда. Прочитать об этом можно в определении Верховного Суда РФ от 16.05.2022 №18-КГПР22-28-К4. Если вы прочитали, в корне не согласны и внутри все кипит - обращайтесь, подумаем, что с этим можно сделать. Лучше, конечно, обратить внимание на формы согласий, применяемых в вашей клинике и посмотреть, насколько они информативны и какие регламенты для их подписания вы применяете.
0%
Ну да. Начало этому положил Верховный Суд в определении от 16.05.2022 №18-КГПР22-28-К4. Сейчас такой подход повсеместно применяют и нижестоящие суды. Суть в следующем: если содержание согласия не позволяет сделать вывод о том, что пациент понял суть вмешательства и возможных последствий, это расценивается судами как дефект оказания медицинской помощи. А значит, пациент имеет право на компенсацию морального вреда. Поэтому внимательно прочитайте формы согласий, которые вы используете. Оцените, информативны ли они или лучше их дополнить / переработать. Если вам нужно будет в этом помочь - обращайтесь ко мне.
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
Поможет ли защитить больницу фраза в информированном согласии «Я в доступной форме получил полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
Так, да не так. Действительно, в законе есть обязанность проинформировать пациента обо всех этих составляющих. Однако это не значит, что самого перечисления будет достаточно. В том же определении Верховного Суда РФ от 16.05.2022 №18-КГПР22-28-К4, о котором мы говорили в предыдущем пункте, суд пришел к выводу о том, что возможные негативные последствия и другие характеристики вмешательства должны быть описаны как можно более конкретно. Именно поэтому важно использовать не одну универсальную форму согласия для всех вмешательств, а разрабатывать отдельное согласие хотя бы для групп вмешательств (в идеале - для каждого - отдельную форму).
0%
Все верно! У вас наверняка есть отдельная форма согласия для каждого вмешательства, ведь последний подход судов к этому вопросу состоит в том, чтобы пациент был как можно более конкретно проинформирован о возможных негативных последствиях. В противном случае согласие будет считаться неполученным.
0%
Дальше
Проверить
Узнать результат
Во всяком случае, вы узнали что-то новое
Если вы хотите более детально проверить документы своей клиники, а может быть, просто вступить в дискуссию по поводу результатов и комментариев к ответам - обращайтесь ко мне
Пройти еще раз
Один правильный ответ - нормальный результат. Вы не должны все это знать
Но вам, скорее всего, нужен тот, кто должен все это знать. Если хотите, я проверю, насколько ваши договоры и информированные согласия могут защитить клинику при проверке или в суде.
Пройти еще раз
Два из пяти - почти половина правильных ответов
Думаю, что если бы вы отвечали так же лет пять назад, то все ответы были бы правильными. Однако со временем меняется и закон, и практика его применения. Важно не пропустить момент, когда регулирование становится другим.
Пройти еще раз
Три из пяти - это шикарно!
Вы точно не юрист?
Пройти еще раз
Четыре из пяти - это почти идеально)
Похоже, неправильный ответ на один из вопросов - это просто случайность
Пройти еще раз
Пять из пяти - это можно назвать сверхъестественным результатом)
Похоже, у вас все великолепно) Но если вам понадобится юридическая помощь или собеседник на тему законов, проектов и определений Верховного Суда по медицинским делам - вы знаете, где меня найти
Пройти еще раз
Адвокат Ирина Горбачева +7 (9276)06-84-12 info@obosnovano.ru Вы можете отсканировать мою визитку и добавить контакт в вашу записную книжку
Адвокат Ирина Горбачева +7 (9276)06-84-12 info@obosnovano.ru
Какая юридическая помощь нужна медицинским организациям
Что я умею и могу предложить вам
Разработка документации для медицинских организаций
Важно, чтобы документы, которые использует клиника, действительно помогали защитить ее, а не были составлены по формальному принципу. Я стараюсь разрабатывать эффективные документы, содержание которых помогает противодействовать "потребительскому экстремизму" и отстаивать интересы клиники при проверках или в суде.
Защита интересов клиник и врачей в судах
Я имею опыт успешной защиты медицинских организаций, а также постоянно анализирую актуальную судебную практику по спорам с пациентами, органами управления здравоохранением и ТФОМС. Статус адвоката позволяет мне также защищать врачей по уголовным делам. Я участвую в судебных процессах по всей России.
Семинар «Алгоритмы переговоров с пациентами»
Семинар является моей авторской разработкой и позволяет получить практические навыки разрешения споров с пациентами на досудебном этапе. Он предназначен для сотрудников клиник, которые задействованы в урегулировании жалоб, и может быть проведен как в очном, так и в дистанционном формате.
Проведение медиации и переговоров с пациентами
Я являюсь профессиональным медиатором. В ряде случаев сторонам выгоднее урегулировать конфликт вне суда. Зачастую это касается и вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи. В таких ситуациях я провожу переговоры между клиникой и пациентом и помогаю сторонам найти решение, которое устроит всех.
Если сотрудничество со мной вас заинтересовало, напишите или позвоните мне
Связаться со мной
Я работаю как по отдельным заданиям, так и на абонентской основе
Как это выглядит
1
Определяем необходимый вид помощи и сроки ее оказания
Исходя из этого, выбираем оптимальный формат - разовый или абонентский
2
Заключаем соглашение
Соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом - это не трудовой договор. Вам не нужно платить за меня никакие налоги и взносы. Соответствующие выплаты каждый адвокат производит самостоятельно
3
Вы производите оплату
В соглашении мы предусматриваем удобные для вас варианты оплаты
4
Я оказываю юридическую помощь
В соглашении мы указываем этапы и сроки оказания юридической помощи. В течение всего времени работы с вами мы постоянно находимся в диалоге, я предоставляю вам всю необходимую информацию о ходе выполнения поручения, а также получаю необходимые данные от вас
5
По мере необходимости проводим встречи
Мы можем встречаться с вами лично или онлайн в удобное для вас время
6
По завершении работы подписываем акт
Акт свидетельствует о том, что юридическая помощь была оказана и является закрывающим документом для вашей бухгалтерии
Напишите или позвоните мне
Telegram
Mail
Phone
WhatsApp
Напишите мне в мессенджер или на почту
Telegram
Mail
WhatsApp
Суды по медицинским делам
и переговоры между клиниками и пациентами
За последние пять лет количество исков, связанных с качеством медицинской помощи, существенно возросло. При этом судебные процессы по таким вопросам обычно продолжаются достаточно долго и сами по себе создают большое эмоциональное напряжение у обеих сторон.
Защищая клинику, адвокату важно соблюдать высокий этический стандарт поведения по отношению к пациенту-истцу и одновременно оставаться верным своей задаче.
Чтобы сэкономить время, нервы и снизить затраты на разбирательство, споры с клиниками в отношении качества медицинской помощи можно решить в переговорной плоскости. Однако чувствительность вопроса всегда создает риск, что переговоры перерастут в попытку объяснить оппоненту, почему он не прав.
Из своего длительного опыта работы в медицинских организациях я знаю, как сложно порой находить общий язык врачам и пациентам в ситуациях, когда определенные претензии уже появились. Но это вовсе не значит, что переговоры в такой ситуации невозможны.
Чтобы снизить влияние эмоционального аспекта, желательно привлекать к проведению переговоров такого человека, который в равной мере понимает и логику врачей, и внутреннюю правоту пациента. В этом случае гораздо более вероятно, что ситуацию удастся урегулировать таким образом, что результат устроит обе стороны.
Напишите мне
по вопросам медицинского права и по урегулированию споров, касающихся медицинских услуг